Турция – страна на 97 % азиатская и только 3 % ее территории находятся в Европе. Исторически сложилось так, что она располагается на перекрестке древних торговых путей из Азии в Европу, из стран черноморских в страны средиземноморские. Со временем древние верблюжьи караваны сменились «караванами» автофургонов и вереницами железнодорожных вагонов.
Турецкая Республика - гос-во в Зап. Азии и юго-вост Европе. Большая часть страны (Анатолия) расположена на п-ове Малая Азия, ок. 3% территории (Вост. Фракия) - в Европе, на Юж. Вост. Балканского п-ова. Омывается на Сев. водами Черного, на - Эгейского, на юге.- Средиземного морей. Европ. часть Т. от азиатской отделяют проливы Босфор и Дарданеллы и Мраморное м. В адм. отношении делится на 70 илов.
Государственный строй. Т.- республика. Форма правления в Турции - парламентская республика.
Согласно Конституции 1982 главой государства является президент, который выбирается Великим Национальным Собранием Турции сроком на 5 лет. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент, исполнительную - Совет Министров.
Природа. Т.- преимущественно горная страна, почти вся территория которой занята Малоазиатским нагорьем, в составе которого выделяют Анатолийское плоскогорье, обмежовано в Сев. Понтийскими горами, на Юж. - Горами Тавр. На Вост. Т. лежит Армянское нагорье с самой высокой вершиной страны - потухшим вулканом Арарат (выс. 5165 м). Вдоль мор. берегов узкими полосами простираются низменности. Часто бывают разрушительные землетрясения. Европ. частая Т. представляет собой погорбовану равнину высотой 40-100 м. В недрах Т. обнаружены залежи хромовой, вольфрамовой, медной, марганцевой, жел., цинковой, свинцовой руд, кам. угля, нефти, бокситов, ртути, боратов, корунда, асбеста, флюорита, серы, фосфоритов, кам. соли и др. Климат субтропический. В Приморье. районах средняя т-ра января от +5 в Сев. до + 10 ° на Юж., во внутр. районах от -5 в Зап. к-15 ° на Вост., июля соответственно от +22 до + 32 °, на внутр. плоскогорьях от +15 до + 22 °. Осадков в побережьях выпадает от 700 мм (Измир) до 2500 мм (Ризе), во внутр. районах 200-600 мм в год. Реки горные, мелководные
и порожистые, несудоходные. Крупнейшие из них - Евфрат, Тигр, Аракс. Самое большое озеро - Ван. Распространены преимущественно горные почвы (серозёмы, буроземы, подзолистые), на низменностях - коричневые аллювиальные, в Сев. Сх.- красноземы и бурые горно-лесные. Леса занимают ок. 16% площади Т., гл. чин. в горах. На Анатолийском плоскогор. распространена растительность сухих степей и полупустынь, на побережье морей - субтропическая.
Населения. Ок. 90% нас. составляют турки; живут также курды, арабы, лазы, греки, туркмены, армяне и др. Гос. язык - турецкий. Крупнейшие города: Стамбул, Анкара, Измир, Адана, Стамбул.
Наиболее известные курорты Турции протянулись вдоль берегов Эгейского и Средиземного морей. Измир, Кушадасы, Бодрум, Мармарис и Фетхие находятся на Эгейском море. Кемер, Анталья, Белек, Сиде и Аланья - на Средиземном. Берега Мраморного моря на западе страны и Черного моря на севере не менее живописны, но не столь популярны у массового туриста-пляжника. На пляжах Эгейского моря преобладает галька. На Средиземном море можно найти пляжи всех видов: это и песчаные пляжи Белека и Сиде, и каменистые бухты Кемера и Антальи.
Массовая миграция сельского населения в промышленные и административные центры привела к изменению соотношения между городским и сельским населением страны. Процесс урбанизации особенно бурно проходил в западных районах страны, а также в ряде городов Центральной и Восточной Анатолии. Появились новые промышленные и административные центры. Уровень урбанизации в 2000г. Равнялся 73%. Высокие темпы роста численности населения наблюдаются в Адане, Бурсе, Газиантепе, Коньи. Особо следует подчеркнуть феноменальный рост трех крупнейших городов Турции - Стамбула (6700000. Человек), Анкары (2700000. Человек) и Измира (1800000. Человек). Они сконцентрировали в себе треть всех городских жителей.
Национальный состав. 87,0% (57,0 млн. Человек) населения страны - турки. Национальная принадлежность отождествляется с языковой. Другими словами любой житель Турции, владеет турецким языком, считается турком. Согласно Конституции 1982, турками считаются все, «кто связан узами гражданства с турецким государством". Дети, родившиеся от отца - турка или матери - турчанки (турчанки), считаются турками. Антропологическая особенность турок сложилась в процессе многовекового смешения тюркских кочевых племен с автохтонным населением Малой Азии.
Турция, находящаяся на границе между Азией и Европой, является переплетением и азиатского, и европейского. Она вся на контрастах, начиная от природы и взаимоотношений людей, до отраслей промышленности и сельского хозяйства. Она, как любая восточная азиатская страна, полна противоречий. Здесь рядом могут быть и поражающие роскошью дворцы и храмы, и лачуги бедняков, построенные из упаковочных ящиков, рядом с роскошным рестораном может побираться голодный бомж.
Численность национальных меньшинств 8500000. Человек (13% населения). Самой многочисленной этнической меньшинством являются курды 10,7% (7,0 млн. Человек), исторически проживающих в гористых районах юго-восточной Турции.
Далее по численности 1,5% (1,0 млн. Человек) идут арабы, проживающие в приграничных с Сирией и Ираком районах. Среди арабов является не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты). 0,8%, или 500000. Человек, составляют другие этнические меньшинства - армяне, греки, черкесы, лазы, евреи и другие этнические группы.
На северо-востоке Турции проживают туркмены (около 100 тыс.). На Черноморском побережье и в Центральной Анатолии - черкесы, лазы, аджарцы (грузины - мусульмане).
В западных районах Турции имеются значительные группы греков, болгар, боснийцев, албанцев. В крупных городах, в основном в Стамбуле, - до 10 тыс. Евреев.
Население Турции размещено довольно неравномерно. Плотность населения по состоянию на 2000 равен 84 человека / км2. Наиболее густо заселены районы Стамбула и побережья морей. Средняя плотность здесь вдвое превышает среднюю по стране.
Все население проживает в более чем 40 тыс. Населенных пунктах, которые включают в себя большие и малые города, села, хутора и отдельные фермы.
Экономическая основа большинства городов - торговля продукцией земледелия и животноводства, а также мелкое промышленное производство, связанное с переработкой сельскохозяйственной продукции. В крестьянских хозяйствах сохранились домашние промыслы: обработка и прядения шерсти, ткачество, вычинки кожи, изготовление войлока, ковроткачество.
Турция известна не только капризным сплетением древних местных традиций с элементами современной западной культуры, но и знаменитыми историческими памятниками, привлекающие иностранных туристов. их захватывают полуразрушенные стены легендарной Трои, руины Бергамы (Пергама), что дали миру пергамент, храм-лечебница Эскулапа, памятники Эфеса (колонны храма Артемиды), руины Сард - столицы древней Лидии, остатки Галикарнаса - родины "отца истории" Геродота, памятники эллинов, римлян, византийцев, сельджуков и турок-османов.
Религия. Духовная культура находится под сильным влиянием религии и духовенства. Турция уделяет большое внимание экономическим и политическим отношениям с мусульманскими странами и международными исламскими организациями.
В стране действует система обязательного религиозного обучения. Функционируют курсы изучения Корана. Существует семь высших исламских институтов, где готовят служителей культа и преподавателей религиозных дисциплин.
Конфессиональный состав населения Турции довольно однороден: 99,8% населения - мусульмане. Турки и большая часть курдов - мусульмане - сунниты (80%). Формально суннитом считается тот, кто признает святость Корана. Мусульмане - шииты составляют до 20% мусульманского населения. Они допускают толкования Корана и не полностью принимают хадисы (предания о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда). Не стерлись и остатки некоторых домусульманских верований (вера в священную силу огня, воды и др.). Еще действуют различные ордена, секты.
Около 100 тыс. Жителей Турции (0,2%) - христиане, главным образом греки и болгары, признающие главой своей церкви константинопольского "вселенского патриарха". К особой христианской церкви относятся армяно-григорианци, что считают своим верховным духовным главой Каталикоса "всех армян", резиденция которого находится в Эчмиадзине, вблизи Еревана.
Литература. В Т. издавна существует устная р. творчество. Письменное л-ра зародилась в 13 в. и к нач. 19 в. развивалась под определенным влиянием перс. и араб. д-р. Первое письменное достопримечательность - "Турецкий диван Султана Веледа" - составная в кон. 13 - нач. 14 в. Преемниками Султана Веледа были Юнус Эмре. которого современное тур. литературоведение считает основоположником тур. р. поэзии, и Ашик-паша. В 14-16 вв. под сильным влиянием перс. лит-ры развивалась високоху-дож. и изящная, но чужая и недоступна для народа т. н. Дворцовая поэзия. Самые известные ее представители: Хамди Челеби, Ахмет-паша, Неджати Иса, Махмуд Баки, поэтесса Михра Хатун. С сред. 17 в. "Дворцовая поэзия" упадок. Один из последних знаменитых поэтов-лириков того периода - Ахмет Недим. Новый этап развития лет. жизни связан с т. н. периодом танзимата (реформы в Османской империи в 30-60-х pp. 19 в.). Начиная с этого времени литературе присущи расширение тематики, жанров, стремление преодолеть влияния араб. и перс. д-р. В драмах, комедиях, новеллах, романах, поэмах писатели 2-й пол. 19 - нач. 20 в. Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль, Шемсеттин Сами, Ахмед Мидхат и др. пропагандировали идеи просветительства, высмеивали и осуждали деспотические феодально-мусульманские традиции, насильственные браки и тому подобное. Поэты Реджаизаде Махмут Экрем, Абдулхак Хамид Тархан впервые в турецкой поэзии начали применять европейские стихотворные размеры. Усилился интерес к фольклору (Мехмед Тевфика).
В кон. 19 в. в связи с деспотическим режимом ("зулюма"), введенным султаном Абдул-Хамид II, л-ра вступила в период застоя. Молодотур. революция 1908 и отмены "зулюма" дали толчок дальнейшему развитию лит-ры, которая в последующие 10-15 лет прошла сложный и противоречивый путь от попыток возродить принципы «чистого искусства» и воспевание давности к пропаганде идей бурж. национализма, пантюркизма и пессимизма, особенно усилилось в условиях поражения Т. в 1-й мировой войне. В л-ре того времени выделялась творчество поэта Тевфика Фикрета. После победы кемалистской революции л-ра вступила в период подъема. Тематика борьбы широко освещалась в произведениях Халид Эдип Адивар, Решада Нури Гюнтекина, Хюсейном Рахми Гюрпинара, Якуба Кадри Караосманоглу, Ака Гюндюз и др. Возник демократическое направление, связанное с именами Сабахаттина Али, Садри Ертема, Решада Енисей Айген, Суад Дервиш, Орхана Вели Каныкей, Мелиха Джевдету Андая, Октая Рифата Хорозчу и др. Выдающимся явлением прогрессивной лит-ры стало творчество писателя-коммуниста Хикмета Назыма Рана. Усиление реакции в Т. в 40-50-х гг. Негативно сказалось на развитии лет. процесса.
Ведущее место в совр. прогрессивной л-ре Т. занимают произведения таких писателей-реалистов, как Фаик Саид, Джахид ситкома Таранджы, Зия Осман Саба, Кемаль Тахир, Фазыл Хюсню Дагларджа, Зия Ямач, Азиз Несин, Орхан Ханчерлиоглу, Фахри Эрдинч, Неджати Джумалы, Яшар Кемаль, Дженгиз Тунджер, в которых возбуждено узловые проблемы полет. и экон. жизни страны, нерешенность агр. вопрос, безработица, тяжелая судьба тур. рабочих в странах Зап. Европы, религ. фанатизм и тому подобное.
Архитектура. На тер. Т. сохранились многочисленные памятники худож. культуры Греции Старод., д-в эпохи эллинизма, Византии (см. Софии храм). В кон. 12-13 вв. строили города (Конья и др.), окруженные крепостными стенами с цитаделью в центре и изолированными друг от друга кварталами. Для культовой архитектуры характерны композиции с айванами и открытыми дворами или центр. залом, перекрытым куполом (медресе Индже-Минаре в Конье, 1262-68). В это время строили караван-сараи и бани, декорированные рельефами с геом. и стилизованным растительным орнаментом. На архитектуру 14 - 1-й пол.15 ст. имел влияние опыт сельджукских строительных, для кон. 15-16 вв. характерно творческое использование византийских традиций (здания арх. Синана). В 16-19 вв. в городах сооружали медресе, мавзолеи (гробница Роксоланы в Стамбуле, 16 в .; ил. см. на отдельном листе ст. Мемориальные сооружения, т. 6, с. 448-449), изысканно украшенные фонтаны (фонтан султана Ахмеда в Стамбуле, 17 в.), в кон. 19 в. в зданиях прослеживаются элементы европ. еклек Тизм. В 20 в. широко развернулись градостроительные работы. Если в 1-й пол. 20 в. стр-во велось гл. чин. европ. архитекторами, то с 50-х гг. развивается нац. школа тур. архитектуры (арх. Е. ОНАТ, С. X. Эльда и др.), которая сочетает формы европ. неоклассицизма или функционализма с традиционными элементами (мавзолей Кемаля Ататюрка, 1953, арх. Е. ОНАТ, А. Арда; дом Турецкого истор. т-ва, 1966, арх. Т. Джансевер; отель "Стад", 1970, арх. М. Хепгюлер и др .; все - в Анкаре).
Изобразительное искусство. На тер. Т. сохранились памятники первобытного, древневосточного (хеттского и др.), Греч., Эллинистического, рифм. и визант. искусства. В 12-13 вв. сложилась художественная культура, выросла на почве местных малоазийских культурных традиций и впитала в себя Иран., Ирак., арм. и азерб. культурные влияния. В это время развивались различные виды декор.-прикладного искус .: ткачество, ковроделие, худож. обработка металла, резьба по дереву. В период могущества Османской империи, в 16 в., Расцвело искусство миниатюры, для которой характерны многофигурные сцены, резкость линий рисунка, яркость локальных цветов (художники Насух, Осман, Нигяр). Среди декор. искусств этого времени ведущее место принадлежало архитектурной (панно и фризы из плиток с подглазурной орнаментальной росписью) и бытовой (сосуды с многоцветными, реалистично трактованными цветочными мотивами) керамике. В 16 - нач. 17 в. высокого уровня достигли ковроткачество (центр - Стамбул), художественная обработка кости, кожи, металла. Традиции искусства миниатюры в 1-й пол. 17 в. продолжили Календер и Накши. Во 2-й пол. 17-18 вв. миниатюра стала похожей на европ. живопись, зародился станковая живопись. Во 2-й пол. 19 в. живописцы работали в русле европ. школы как в духе академизма, так и под влиянием реалистического направления (А. Хамди-бей и Сеит-бей). В начале 20 в. распространились принципы импрессионизма и постимпрессионизма (Н. 3. Гюрани, И. Чаллы, Ф. Ду-ран, X. А. Лифиж). С кон. 20-х гг. 20 в. в изобразительном иск. Т. распространились экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, а с 50-х гг. 20 в.- абстрактное искусство. Ряд мастеров, сочетая опыт новейших европ. течений с традициями хеттского пластики (живописец и график Дж. Толли, скульптор X. Гезер), тур. миниатюры Я декор. иск. (живописец и график
Н. Берк, И. Балабан, график М. Аслиер), стремятся создать современный художественный национальный стиль. Некоторые художники сохраняют связь с традициями тур. миниатюры (живописец и график Т. Заим). В стране развиваются керамика, ковроткачество и др. виды декоративно-прикладного искусства.