Поиск |
---|
|
Лучшая карта: |
---|
Уже скачали: 127201 |
Обновлённые карты и обзоры: |
---|
[ подборка] просмотров 16589 [ 20 карт] просмотров 16878 [2.14 Mb вектор] просмотров 6597 [ 8 карт] просмотров 16596 [ 9 карт] просмотров 16599 [ подборка] просмотров 16610 [ 7 карт] просмотров 16597 [ 7 карт] просмотров 16623 [ 11 карт] просмотров 16638 [ подборка] просмотров 16603 [ 12 карт] просмотров 16625 [ подборка] просмотров 16704 [ 7 карт] просмотров 16614 [1.97 Mb вектор] просмотров 7639 [ подборка] просмотров 16638 [ подборка] просмотров 16658 [ подборка] просмотров 16624 [ 6 карт] просмотров 16633 [ подборка] просмотров 16740 [ подборка] просмотров 16640 прочитали 61289 раз прочитали 18069 раз прочитали 203615 раз прочитали 19212 раз прочитали 12976 раз прочитали 19296 раз прочитали 4068 раз прочитали 1421 раз прочитали 19969 раз прочитали 16255 раз |
Другие версии сайта | ||||
---|---|---|---|---|
Форма входа |
FEDOROFF.NET » ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ » ИСТОРИЯ |
Последнее обновление: «Домострой» - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. Автор его пользовался литературными источниками в виде сборников «слов» и поучений («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и др.).
«Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками.
Семья и брак по домостроюЧто бы ни говорили сегодня, но известно, что крепких семей во времена “Домостроя” было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плеточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд? [4.C.15]. “Домострой” показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Семья, по “Домострою”, является школой подготовки к жизни, и каждый ее член от слуг и детей до главы “господина” имеет свои строго определенные права и обязанности. В композиционном отношении памятник делится на три части: религиозные наставления “Как веровати и как царя чтить” (гл. 1—15), семейные отношения “Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам” (гл. 16—29), хозяйственные рекомендации “Как дом свой добре строити” (гл. 30— 63) [2.C.26]. 64-ю главу на современном языке можно назвать резюме всего произведения, она же является практически самостоятельным сочинением, написанным, как наставление отца к сыну, духовного наставника Ивана Грозного Сильвестра [2.C.29]. Послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание “Домостроя” [2.C.30]. Каждое положение книги аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом — тексты Священного Писания, но не только его. Домострой отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы. “Дом вести – не лапти плести”. Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому — одновременно и хозяйству, и помещению, и людям, его населяющим. Дом вести — государю, то есть одновременно и гражданину (исконное значение слова государь), и хозяину [1.C.89]. Разумеется, “Домострой” писался не как художественное произведение, но время поставило его в ряд литературных памятников Древней Руси. В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев и слуг. Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что “Домострой” стремился к смягчению этих нравов, — стремился умно, давая тонкие, психологически обоснованные советы, прибегая к примерам и формулируя советы просто, а иногда и пословично. “Дом вести – не лапти плести” [3.C.36]. О роли женщины в средневековой семьеЧто же было главным в древнерусской семье? Понимание единства рода и ответа, который она держит пред Богом: если человек совершает позорный, бесчестный поступок, то это касается не только его лично, он тем самым бросает тень на весь свой род; если родители не сумели воспитать детей, то они отвечают за это пред Богом [3.C.38]. В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. + основной материал: Домострой Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать [3.C.39]. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни причем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание [5.C.110]. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе, и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью [3.C.45]. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом и перед государем, и даже перед общественным мнением, соседями. Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... [4.C.21]. ЗаключениеНасколько Домострой отражает реальность – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с нерациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на памятник "темного средневековья"? Прошло почти пятьсот лет со времени создания “Домостроя”. Жизнь, несомненно, идет вперед. Сегодня мы можем говорить о развитии науки и техники, культуры в целом, о развитии общественных отношений, о громадном шаге вперед в изучении природы, о неизмеримо возросших возможностях человека. Но стал ли человек духовно богаче, нравственно выше, чем наш соотечественник пятьсот лет тому назад? Нет, к сожалению не стал. И тогда возникает вопрос: современно ли это произведение сегодня? + основной материал: Домострой В подтверждение этой мысли приводятся слова известного историка В.О.Ключевского: “Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова” [4.C.23]. Ведь, вся история развития человеческой культуры есть история не только постепенного созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. + дополнительный материал: Источник материала Свободная публикация материалов сайта при условии наличия ссылки на сайт. Здесь общение с автором проекта по вопросам рекламы, развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в контакты. Почта администратора сайта - evgeniy@fedoroff.net. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. © fedoroff.net Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Добавлено: (11.Марта.2016)
| Авторские права: Гайдукова Юлия Александровна
| Просмотров: 6849
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |