Поиск |
---|
|
Лучшая карта: |
---|
Уже скачали: 127191 |
Обновлённые карты и обзоры: |
---|
[ 14 карт] просмотров 16538 [ вектор] просмотров 1317 [ 8 карт] просмотров 16538 [ 7 карт] просмотров 16543 [ подборка] просмотров 87705 [6.57 Mb вектор] просмотров 4433 [ 8 карт] просмотров 16618 [ подборка] просмотров 16600 [ вектор] просмотров 39 [ 12 карт] просмотров 16540 [ подборка] просмотров 16565 [ подборка] просмотров 16541 [ 2 версии] просмотров 34 [ 45 карт] просмотров 135316 [ подборка] просмотров 16499 [ подборка] просмотров 16604 [ подборка] просмотров 16580 [ 10 карт] просмотров 16613 [ 7 карт] просмотров 16601 [ 7 карт] просмотров 16544 прочитали 61016 раз прочитали 17859 раз прочитали 202543 раз прочитали 19129 раз прочитали 19194 раз прочитали 3997 раз прочитали 1357 раз прочитали 19895 раз прочитали 16175 раз прочитали 83608 раз |
Другие версии сайта | ||||
---|---|---|---|---|
Форма входа |
FEDOROFF.NET » ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ » ПРАВОСЛАВИЕ |
Последнее обновление: Есть на территории Струго-Красненского района место, куда уже более 200 лет идут люди с особым благоговением и надеждой. Даже, в недавние годы, когда повсеместно уничтожались храмы, а православные священники подвергались жестоким гонениям, поток людей не иссякал, ибо это святое место находится в глухом лесу. Там, неподалеку от деревни Кочерицы, жил иеромонах Мардарий. Весь его славный путь проходил в XVIII веке. В начале века он родился, в конце тихо скончался. Более 30 лет он жил на территории нынешнего нашего района — в монастыре Феофилова Пустынь (в советское время - деревня Николаево), потом в глуши лесной тихо молился Богу. Мало кто знал его при жизни. Но, когда он скончался, тысячи людей из поколения в поколение чтили память о нем, приходили на его могилу. В 40-50-е годы XVIII столетия на северной оконечности Псковской губернии на границе Порховского и Лужского уездов в лесной глуши поселился инок Мардарий, решивший по примеру древних христианских отшельников проводить жизнь пустынническую. Возможно, что на решение уединиться от мирской суеты повлияла созревшая в ту пору мысль о преобразовании и сокращении числа православных монастырей в России. Кто был по происхождению Мардарий – неизвестно, но родился он в начале XVIII века. В миру он звался Матфием и первоначально жил в Череменецком Иоанно-Богословском монастыре Санкт-Петербургской епархии, куда поступил, находясь еще в юных летах. Он был послушником в этой обители, в ней же вскоре научился грамоте и помогал учиться многим отрокам, отличаясь при этом тихим нравом, целомудрием и послушанием. За строгую жизнь и благочестие по пострижении в монашество он был определен в Феофилову Пустынь. В этой обители он занимался строительством и своим благочестием завоевал всеобщую любовь. Не только простые жители окрестных деревень, но и люди именитые из ближайших городов посещали Мардария, желая получить благословение и наставление, и все возвращались от него с утешением. Избегая мирской славы, Мардарий устроил себе на реке Омуге небольшую келью и стал удаляться туда для безмолвия и усиленной молитвы, но и там не находил покоя от мирской суеты. Обратясь с молитвою к Богу помочь ему найти уединение, услышал голос: «Мардарий! Иди сюда к рекам Ситне и Рындице. Там есть ручьи Донские; при них и оставайся.» Мардарий отправился в путь, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы и псалтырь... Найдя удобное место, устроил шалаш из ветвей и, благодаря Бога, начал с радостью трудиться и молиться, петь псалмы день и ночь. Это было не единственное место уединения Мардария. Он попросил местного жителя Георгия, чтобы тот проводил его в более необитаемую глушь. Добравшись до вожделенных мест, Мардарий вырыл для себя яму, куда вставил деревянный сруб. Прожил он здесь 30 лет, питаясь грубой скоромной пищей, которую готовил из горькой истертой сушеной травы, просеянной муки и болотной воды. Одежда его, в которой он ходил еще в Феофиловой Пустыни, со временем совсем обветшала. Только несколько человек, очень близких ему, знали о месте его пребывания. Мардарий мирно предал свой дух Господу, имея от роду около 70 лет. Скончался между 1765 и 1772 годами. На его могиле стояла часовня. После кончины Мардария множество людей вот уже третье столетие продолжают приходить на место его духовных подвигов, исцеляясь около могилы. Есть там святой колодей, на ручье установлена купель, а рядом с могилой поставлена часовня-голубец.
И поныне глубоко почитаемым среди стружан остался иеромонах Мардарий, к могиле которого до сих пор не зарастает народная тропа. Судьба других монахов пока неизвестна.
Кто был по происхождению Мардарий — неизвестно. Но родился он в начале XVIII века. В миру он назывался Матфием и первоначально жил в Череменецком Иоанно-Богословском монастыре С.-Петербургской епархии, куда поступил, находясь еще в юных летах. Он был послушником в этой обители, где вскоре научился грамоте и помогал учиться многим отрокам, отличаясь при этом тихим нравом, целомудрием, трезвостью и послушанием. За строгую жизнь и благочестие, по пострижении в монашество, он был определен в Феофилову Пустынь В этой обители он занимался строительством и своим благочестием завоевал всеобщую любовь. Не только простые жители окрестных деревень, но и люди именитые из близлежащих городов посещали Мардария, желая получить от него благословение и наставление
Дорога к Мардарию
Около половины XVIII столетия (1740-е — 1750-е годы) на северной оконечности Псковской губернии, на границе Порховского и Лужского уездов, в разных местах по глухому лесу одновременно поселились пять иноков: Павел, Тихон, Марк, Евфросин и Мардарий. Они решили по примеру древних христианских отшельников проводить жизнь пустынническую. Возможно, что на их решимость удалиться в пустыню повлияла созревшая в ту пору правительственная мысль о преобразовании и сокращении числа православных монастырей в России. И поныне глубоко почитаемым среди стружан остался иеромонах Мардарий. Не находил он покоя от мирской суеты.
Указательные кресты к месту
Наконец Мардарий обратился с молитвою к Богу об указании ему такого места, где бы он, никем не ведомый, мог всего себя посвятить на служение Ему и услышал голос: "Мардарий! Иди отсюда к рекам Ситни и Рындице. Там есть ручьи Донские; при них и Оставайся". Не понимая, откуда был этот голос, Мардарий вышел из кельи, но вокруг никого не было.
Избегая мирской славы, Мардарий устроил себе в близко лежавшей пустыни, называемой Задорскою или Серёдснские; Это убедило его, что слышанный им голос был свыше, и он еще пламеннее стал молиться, радуясь о Божием благоволении к нему. Следуя внушению таинственного голоса, Мардарий вскоре отправился в путь, взяв с собою единственное достояние свое: икону Пресвятой Богородицы, псалтырь...
Местный крестьянин Галактион из Кочериц не только рассказал подробно ему об этих реках и ручьях, но и вызвался проводить его до них, так как они находились среди дебрей и лесов непроходимых. Мардарий принял усердие Галактиона, но всячески упрашивал его, чтобы он никому не говорил о месте пребывания монаха. Дав слово хранить тайну, Галактион принял от пустынника благословение и удалился, недоумевая: откуда пришел чернец этот и как он будет жить, не имея ни крова, ни хлеба для себя.
Между тем Мардарий нашел удобное место для себя, там, где текут ручьи Донские, устроил себе шалаш из ветвей и, благодаря Бога за указание ему места подвигов, начал с радостию трудиться и молиться о грехах своих, поя псаломы день и ночь.
Галактион чувствовал, что помощь, оказываемая им Мардарию, недостаточна, но и лишать его всякой помощи он не хотел, считая для себя грехом оставить Божьего труженика в пустыни алчущим. С этими мыслями он отправляется в деревню Гористо к известному ему богобоязненному крестьянину Георгию Андрееву, у которого имели и странники пристанище, и алчущие — хлеб, и нагие — одеяние, и рассказывает ему, как он обрел Мардария и проводил его в пустыню, как он подвизался в Боге, пребывая в непрестанной молитве, и т. п.
Рассказав Георгию о пребывании Мардария при Донских ручьях, Галактион умолял его не лишать подвижника необходимого пропитания. Георгий с радостью принял такое предложение и поблагодарил Галактиона, а еще более Господа
Неожиданно является Галактион, кланяется монаху и предлагает принять от него небольшое количество хлеба и соли. Пустынник принял его как посланника Божия и возблагодарил Господа, напитавшего его, подобно тому, как Он напитал некогда израильтян в пустыне. Благодарил он и добродетельного Галактиона, утешая его, потому что этот крестьянин находился в крайней бедности, почти не имея возможности трудами своими обеспечить пропитание себе и своему семейству.
Общий вид
По прошествии 20 лет пустынного жития своего Мардарий выстроил себе: другую. деревянную келью, поверх земли, в пяти саженях от кельи-земляной. Зимой жил он в келье прежней, а летом — в новой. Во все эти 20 лет знали о нем только Галактион, Георгий и священник церкви Нерукотворногo Образа в Пскове, на Запсковье у Ильинских ворот, Иоанн Филатьев. Этого священника Мардарий особенно любил. К нему приходил он из пустыни на исповедь, в его церкви приобщился он к Девятым тайнам. Нередко Иоанн посещал Мардария в пустыни, укрепляя его в духовных подвигах, потому что и сам отец Иоанн был муж благочестивый, усердный к службе, особенно любивший помогать бедным, для ко-торых не щадил ничего и на свой счет содержал богадельню.
Такое усердие не могло не тронуть до глубины души богобоязненного старца. Видя в нем знак Божия промышления о себе, он прежде всего вознес слезную молитву к Богу, питавшему его, подобно тому, как был некогда питаем от Него Илья в пустыне; потом поклонился Георгию за его усердие к нему и долго беседовал с ним. Спрашивал Мардарий Георгия о том, известны ли ему те пустыни, среди которых он обитал. Георгий ответил, что он хорошо знает все пустынные места, принадлежащие Михайловскому приходу (т. е. Горскому погосту, в котором церковь устроена во имя Архангела Михаила), т. к. ходил по ним за зверями.
Тогда Мардарий стал умолять Георгия указать такое место, куда бы трудно было кому-нибудь пройти и где бы мог он оставаться в совершенной неизвестности. Георгий от-вечал на это: "Честный отче! Есть недалеко отсюда так называемые острова. Весьма уединенные, но едва ли тебе можно будет жить на них, потому что они чрез меру дики. Че-ловеческого лица там не уви-дишь. Увидишь разве одних зверей да змей". Мардарий этого-то и желал и потому просил Георгия показать те места.
Святая вода источника
Из предсмертной речи Мардария: "Не забывайте праведников Божиих. Оставляя работы свои, идите в церковь и молитесь Богу. От этого, поверьте, остановки не будет в ваших трудах. Святая Церковь молит Бога и об успехе трудов ваших и об изобилии плодов земных. Не подражайте раскольникам, которые и в Церкви бегают, произнося хулу на нее, и пастырей ее злословят. Священников не нужно осуждать, даже когда видишь их согрешения. Помните то, что священник молится о вас Богу, и должен дать отчет о вас Судии праведному. Празднуйте праздники не так, как вы большей частью их празднуете, хлопоча о том, как бы пораньше и побольше купить вина и побольше выпить его, чтобы лежать полумертвыми. В кабаки идете с гривной, а в церковь не хотите и гроша снести. Поете в праздники соблазнительные песни, а из молитвы Господней и слова не знаете произнести. Не умеете правильно положить креста на себе и играете на дудах и пляшете. Такие праздники не угодны Богу. Мы — христиане, поэтому и жить должны подражая Христу, преуспевая в вере, надежде, любви и во всех добрых делах. Вы слышите как при крещении отрицаются сатаны и всех дел его. Это и нужно исполнять, а не делать самое угодное. Не возбранено нам и вино пить, но надобно пить его вовремя и в меру. Не запрещается нам и праздники приятно проводить друг с другом, но находить это удовольствие нужно не в пустословии и сквернословии, а в полезных и душеспасительных речах. Говорите о делах добрых, хозяйственных, Божиих. Не для того все это сказал я вам, чтобы хотел именно вас обличить в чем-нибудь худом, а для того, чтобы вы домашних своих и других предостерегали от худого. Много хотел бы я беседовать с вами, но уста мои ослабевают".
Могила Мардария.
Начало светать, Мардарий попросил, чтобы его опять отвезли в пустынь, и он был отвезен туда теми же пустынниками Марком и Евфросином с братом Иоанна Корнильева. Иоанн Корнильев, Онисим и их семейства с плачем проводили его, как отца и наставника своего, а он и в эти предсмертные минуты не оставлял преподавать им Божие благословле-ние и отвечал на их скорбь о нем своими слезами.
Марк и Евфросин остались служить болящему. Он завещал отдать тем, кои пожелают иметь у себя эти вещи на помин души его; икону взял себе Марк-пустынник. Больше ничего у Мардария не было.
Тело Мардария по кончине его было прилично одето и положено в келье. Затем пустынники дали знать о смерти его в деревни Гористо и Заборье, крестьянам Иоанну и Онисиму, к которому только что приехал из Пскова отец Иоанн, желавший навестить духовного сына своего, не зная о его смерти, как не знал еще о ней и сам Онисим. В ту пору, как о. Иоанн рассуждал с Онисимом о состоянии здоровья Мардария, пришла к ним весть о его кончине. Тяжка была скорбь о. Иоанна и Онисима. Скоро и весь дом Онисима превратился в обитель плача и сетования. Отец Иоанн зажег свечи и отслужил литию, слезно молясь Господу об упокоении преставившегося. "Сердце мое чувствовало еще прежде постигшую ныне всех нас скорбь, — сказал он по окончании молитвы. — Но все это время о. Мардарий не уходил по мысли у меня, и душа моя томилась непонятною для меня скорбию. Тоска эта заставила меня поспешить приехать сюда".
Они все вместе отправились к почившему и снова совершили обычное моление о нем. Тогда же общим советом решено было предать земле тело Мардария, согласно желанию его, где он подвизался" 30 лет, — у Донских ручьев. Здесь был предан земле он 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господня. Отпевание совершали три священника: отец Иоанн Филатьев, Павел Изгорский и местной горской Архангельской церкви Феодот. При погребении находились пустынники Марк, Евфросин, Тихон, Павел и крестьяне из деревень Заборье и Гористо.
Как ни старался смиренный подвижник при жизни своей скрыть от людей свои труды для Бога, молва о них по кончине его быстро разнеслась на далекое расстояние, внушая повсюду уважение к нему, как истинному угоднику Божию. Одни вносили имя его в семейные поминания, другие — в церковные синодики, желая увековечить молитвенное памятование о нем в будущих родах. Третьи стремились в его пустынь, чтобы поклониться скрытым в ней священным останкам его и получить чрез него ту или иную милость от Бога. Сладость ощущений, выносимых благочестивыми душами из этой обители мира и тишины, осязательные опыты полученных верующими дарований, свидетельствующие о присутствии в ней источника Божественной благодати, скоро стали привлекать к могиле подвижника множество посетителей. На могиле пустынника явилась часовня, в которой, по желанию богомольцев, стали совершаться панихиды о погребенном под нею.
Молебны соименному ему святому мученику Мардарию совершаются святой Церковью 18 декабря.
+ дополнительный материал: Источник материала Свободная публикация материалов сайта при условии наличия ссылки на сайт. Здесь общение с автором проекта по вопросам рекламы, развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в контакты. Почта администратора сайта - evgeniy@fedoroff.net. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. © fedoroff.net Категория: ПРАВОСЛАВИЕ | Добавил: Евгений_Евгеньевич (15.Мая.2023)
| Авторские права: Фёдоров Евгений Михайлович и др.
| Просмотров: 16176
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |