Так уж получилось, что эти незатейливые строки, вынесенные в эпиграф, мне попались на глаза буквально за несколько дней до субботнего номера "Фактов" [1], где были "обнародованы" результаты прямой телефонной линии под громким названием "ПАВЕЛ ГЛОБА: "КОНЦА СВЕТА НЕ ОЖИДАЕТСЯ. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В ЭТОМ И СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ"".
Они (эти строки) были помещены в детской книжечке "Духовная азбука" [2]. Во вступительном слове православный писатель, поэт, журналист Евгений Санин выделил особенно: "Спаси, Господи, читателей и издателей, духовных наставников этой книги, которую я посвящаю светлой памяти Владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургскоп и Ладожского, который за несколько дней до кончины сказал: "Спасайте детей"!"
Действительно, подрастает целое поколение считающее: когда мы говорим православие, подразумеваем - астрология, когда говорим астрология, подразумеваем - православие. Очень многим хотелось, что бы это были на самом деле близнецы братья. Но реальность-то совсем иная. Даже наперекор ведущему астрологу Павлу Глобе. А Павел Павлович-то в словах толк знает.
Почитайте программу ТВ на сегодня и просто интервью, помещенные на страницах "Фактов" и "Бульвара" (только ОЧЕНЬ внимательно!), и убедитесь воочию.
В свое время польский писатель Станислав Лем говаривал: "Пузырь всегда радужно раскрашен". Но беседу мы поведем не столько о пузыре, сколько о словесных полутонах, красивостью которых пытаются завуалировать действительность. Ко всему не стоит забывать: каким бы красивым и радужным не был пузырь, ему свойственно лопать. Это закон - в нашем контексте - не столько физики, сколько логики.
Борясь с алогичностью, - мало отбросить букву и, укрываясь от "звездного дождя", - недостаточно иметь только зонтик. Как нельзя поймать журавля небе, так и нельзя ухватиться за хвост улетающей кометы, тем более, что исчезает она в черной утробе бездны язычества, куда православному без креста, молитвы и благословения Божьего путь закрыт. "Ибо если бы вы верили Моисею, то повели бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Ин.5,46-47).
Это говорил Богочеловек. И еще Он говорил: "…человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф.19,26). Только Ему возможно развеять астральную пыль, осевшую на веждах язычника; исцелить слепого в вере; умягчить сердце, пробитое копием безразличия; исторгнуть василиска, обвившего душу еретика. Но возможно в том случае, если сам человек обратит свой взор ко Творцу, первым сделает шаг Ему навстречу. Такова суть свободной воли творения, которой наделены мы с момента, когда было произнесено: "Сотворим человека" (Быт.1,26). Ибо сказано: мы же, грешнии, сильны немощью нашей и словом Божиим. Не словоблудием, а именно Словом, Потому что за семь с половиной тысячелетий сатана довольно изощрился в словесной эквилибристике. И уже нет границы между черным и белым, между правдой и ложью; есть только сплошные полутона, от которых, как в тумане, видны очертания предметов и понятий.
Чтобы выстоять, не оступиться, нужна благодать Божья. "Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело" (Рим.11,5-6). И действительно, глядя на сектантов, умиляешься их отношению друг к другу, рвению творить добрые дела. Это внешне. Внутри же - пустота: мавр (читай: сатана) свое дело сделал - оторвал от древа жизни и как листву бросил себе под ноги: красиво, многоцветно, игриво.
Гримаса смерти во всех цветах радуги.
Очевидное в доказательстве не нуждается. Но очевидно и другое: без доказательства - даже очевидного! - трудно сбросить пелену с глаз. Тем более, когда пелена соткана с больших и малых созвездий, планет и туманностей, сквозь которую не пробивается даже маленький лучик света. Ибо то царство иного бога - искусного словоблуда, лицемера и завистника. Имя ему - астрология.
Астрология не дышло: как бы не повернул, - по науке?
Вся наша жизнь состоит из сплошных парадоксов. И не столько в реальном мире, сколько в духовном. Один старец сказал: "Диавол не идет против Бога. Мы идем против. Диавол находит кого-нибудь и вкладывает в него помысл идти против Бога" [3].
Необычный ракурс обычной мысли. Необычный тем, что обнажает главное: ответственность человека за свою жизнь. Как перед Богом, так и перед людьми. Я не имею ввиду Глобу. Сказанное больше относится к православным - священнослужителям, мирянам, которые своим поведением, "философствованием" готовят почву для взращивания плевел. Макарий Великий говорил: "Диавол, будучи раб и творение Божие, искушает не столько, сколько ему угодно, и наводит озлобление не в таком количестве, в каком бы он хотел, но сколько Божие мановение, чрез попущение, дозволит ему. Ибо Бог, совершенно ведая о всех всё, и сколько каждый имеет сил, столько каждому допускает и быть искушенным".
Без искушений жить невозможно. Ибо ими Господь закаляет человека. В том логика бытия: "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный" (Пс.138,23-24). Осознавший падение да покается, и очистится огнем Божественным - Телом и Кровию Сына Человеческого. А неосознавший? "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18,6-7).
Теперь перейдем к конкретному.
Оказывается, зороастриец Павел Глоба ("религия моих предков - зороастризм" [1] "беседовал с крупнейшими богословами, например, с отцом Александром Менем, который был специалистом по священному Писанию. Изучая этот вопрос он сказал, что ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет разрешения либо запрещения астрологии" [1].
Не будем полагаться на эмоции, тем более, что в трудах "крупного специалиста" Александра Меня можно найти очень много удивительных вещей, которые ну уж очень не стыкуются не то что с точкой зрения святых отцов, но и с самим Евангелием*, а попробуем разобраться в сути предмета.
* Чего, для примера, стоит "богословское" утверждение о.Александра об отношении к католикам и протестантам: "Перегородки, разделяющие нас, не доходят до Бога"? Я в свое время тоже записывался в библиотечную очередь для прочтения "Сына Человеческого", но так и не смог его осилить. Понимал: что-то в нем не то, а что? — не хватало знаний. Пока не прочитал всего одну мысль отца протоиерея (цитата выше), изложенную в послесловии к его труду "Мир Библии" (М.,1990. Книжная палата. Стр.136). Уже позже, когда начал более глубоко вникать в "богословие" о.Александра, понял, что творения его "попахивают"... католицизмом. А недавно прочитал в А. Кураева: "Отношение о.Александра к католичеству, понимаемому как нечто более современное, западно-цивилизованное и демократичное, нежели Православие, было очевидно пристрастным. Каждый раз, когда в своих беседах и лекциях он касался расхождений между Православием и католичеством, он неизменно поддерживал католиков (стр.97)... Понятно, что позиция, занятая им, однозначно католическая (стр.98)" (Цитаты по изд.: О богословии протоиерея Александра Меня. Житомир. НИКА. 1999). По сути, все его прижизненные издания вышли в Брюсселе, стране явно не православной.)
Но перед этим замечу: самого о.Александра судить не имею права уже по той простой причине, что он стоит перед судом Божиим; а вот некоторые его "творения", которые вносят много смуты в умы и души, и которые относятся к сути разговора, попробуем разобрать.
Отец протоиерей вообще мог вот так запросто полиберальничать: "Астрология допустима, если она не притязает быть эрзац-религией, как это часто у нас бывает. Если взять ее научное ядро, то в чем оно заключается? В том, что при рождении человека конфигурация нашей солнечной системы экранирует те или иные физические или какие-то еще воздействия, действует на новорожденного и таким образом накладывает свою печать на его характер. Значит, есть еще некое космическое воздействие" [4]. На вопрос: "Как вы лично относитесь к астрологии?", - отец Александр ответил: "Астрология возможна как наука. Тогда она говорит о том, что на нас влияет космос - материально и, возможно, духовно. Но она может быть и суеверием. Каким образом? Вот в статьях Глобы очень правильно сказано: когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие, начинается рабство" [4].
Интересный взгляд православного священника, коим себя считал о.Александр. Вообще-то, у него великое множество подобных "перлов" и в вопросах трактовки священного Писания, и в вопросах отношения к богословию. Но речь об ином. Самое интересное, что зороастриец Глоба и православный священник протоиерей А. Мень сходятся в том, что астрология - "это, прежде всего, наука".
В астрологии, похоже, своя логика - астрологика.
Но политэкономия социализма тоже была "наукой". Помню, как перед началом курса в Киевском госуниверситете преподаватель этого "строгонаучного" предмета сказал приблизительно следующее: как науки политэкономии социализма не существует, есть только политэкономия капитализма; но мне нужно вам прочитать курс, и я вам его прочитаю. С чем он блестяще справился, а мы не менее блестяще отрапортовали о своих "твердых" знаниях на госэкзамене. А ведь в жизни произошло совсем по-другому.
Наука, как известно, исследует повторяемость процессов. Суть истинного знания выражена набором соответствующих физических представлений, правил и законов. И если теория абсурдна, еще более абсурдно применять ее на практике. "Согласно специальной теории относительности Эйнштейна (1905 г.), масса, размеры тела и время зависят от скорости наблюдателя: с увеличением скорости масса и отрезок времени растут, а размеры уменьшаются. Следовательно, купленный на рынке килограмм яблок может превратиться в десять килограммов, если на него посмотрит наблюдатель, движущийся с большой скоростью. Абсурд!.. Однако лучше всего о своей теории сказал сам Эйнштейн: "Им кажется, что я в тихом удовлетворении взираю на итоги моей жизни. Но вблизи все выглядит иначе. Там нет ни одного понятия, относительно которого я был бы уверен, что оно останется незыблемым, и я не убежден, нахожусь ли вообще на правильном пути..."" [5].
В астрологии, - необходимо особо подчеркнуть, - напрочь отсутствует гарантия верности, ибо гороскоп - это непроверенная гипотеза, которую невозможно подтвердить статистическим материалом. "Многие современные астрологи используют накопленные столетиями сведения астрономов и других ученых о движении планет, комет, Луны, о процессах, происходящих в околоземном и околосолнечном пространстве, о звездах. Астрологи зачастую используют современную быстродействующую технику, компьютеры с огромным объемом памяти, новейшие сведения о наблюдении за космосом средствами оптических и радиотелескопов. Это придает "прогнозам" астрологов наукоподобие. Однако только настоящие ученые могут извлекать из полученных сведений факты, позволяющие составлять прогнозы... Приобретая опыт предсказаний, некоторые астрологи меняют тактику своей работы. К примеру, при составлении гороскопов пользуются несколькими календарями. Когда это выгодно, они предсказывают по китайскому (восточному) календарю, а иногда пользуются арийским. Предсказателям следовало бы знать, что в настоящее время в мире существует более 70 различных календарей. Какое раздолье для астрологов! Глядишь, под какой-нибудь и подойдет их "прогноз"" [6].
Многие помнят телесеансы А. Кашпировского: они начинались с "благодарственных писем"; именно по ним пытались слепить процентный замок на песке, чтобы доказать научность телепатического воздействия на миллионы телезрителей. (24 ноября 1989 года в "ночном телезале" - после 12 часов ночи - "доктор" Кашпировский просто цитировал выдержки из книги по черной магии, ссылаясь на нее, как на вполне приемлемый источник [7]. Автор секстилогии (цикла из шести книг) "Подари себе мир" Василий Гунько в интервью газете "Сегодня" "откровенничает": "Народ любит, чтобы его обманывали! К примеру, выполнение заданий по командам зрителей. Когда человек уже поверил в какое-то чудо, с ним можно делать все, что хочешь. То есть, внушать, гипнотизировать. Убедить человека в том, что он может сам вылечиться, очень сложно. А внушить ему, что он здоров, то есть исцелить - это просто. Мир состоит на 99% из дураков, к сожалению" [17]. К слову, сам Гунько в свое время работал с Борисом Тульчинским, у которого учился впоследствии Анатолий Кашпировский. И вот Василий утверждает: "То, что ему (Кашпировскому. - А.К.) удалось убедить людей в своих способностях - это результат рекламы" [17]. О святая наивность! И сатана тоже всеми силами пытается убедить людей, что его не существует: "Ибо что ему за выгода быть приметным? Давать ощущать себя прямо? Это значило бы заставить бежать от себя", - поучал преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский. Так легче влиять на умы и дела, легче повелевать и требовать исполнения. Но вернемся к астрологии.
Не так давно христиане провели интереснейший эксперимент: был составлен астрологический прогноз судьбы известного преступника, казненного в прошлом веке. Этот прогноз был разослан по разным адресам с единственной просьбой ответить на вопрос: соответствует ли прогноз вашей судьбе? Среди ответов было много и таких, в которых респонденты подтверждали: прогноз полностью соответствует их характеру! Поэтому я согласен "со столпами астрологической науки" только в одном: если это и наука, то наука - дурачить людей, ибо даже высказывание, что "ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет разрешения либо запрещения астрологии" [1] - ложь.
Золотой язык - не золотая голова, но не горят в воде дрова...
Уже в книге Левит (19,31; 20,6) говорится: "Не ворожите, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш, и если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтоб блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю ее из народа ее".
Во Второзаконии читаем: "Когда ты войдешь в землю, которую тебе дает Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делают народы сии. Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен перед Господом Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей" (Втор.18,9-15). У пророка Исайи подчеркивается особенно, когда он говорит девице, дочери Вавилона, дочери халдеев: "Оставайся же с твоим волшебством и с множеством чародеев твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть пособишь себе, может быть устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих, пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души твоей от пламени" (Ис.47,12-14).
Если кому покажется этого мало, можно почитать о посрамлении волхвов Моисеем в книге Исход (7-9), пророком Даниилом - халдейских чародеев и магов (Дан.2-5). "И сказал Илья народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек... выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услыши нас! Но не было ни голоса, ни ответа..." (3Цар.18). Результат закономерный: Илья, именем Господним, вызвал огонь, который "пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве".
Из истории известно: Берозос, жрец Ваала, за свои предсказания пользовался такой популярностью в древних Афинах, что ему воздвигнули памятник, где он изображался с золотым языком. Но золотой язык - это не золотая голова. Какой бы мудрый Берозос не был, но больному царю Охозии Господь сказал: "За то, что посылал послов вопрошать Ве-ельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, - с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь" (4Цар.1,16).
Священник Родион в своей книге "Люди и демоны" пишет: "Если мы проследим историю человечества после Ноя, то увидим, что те древние цивилизации, в которых магия, астрология и другие "тайные знания" получают наибольшее распространение и входят в структуру общества, гибнут и исчезают с лица земли как только расцвет оккультизма в них достигает своего апогея. Примером тому является Вавилонское, Ассирийское и Персидское царства" [7].
И в Новом Завете есть много мест, где звучит предупреждение не связываться с гадателями и звездочетами. "Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим... Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час" (Деян.16,16-18). В этой цитате есть один интересный момент: "Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения". На первый взгляд - правильные слова. Но произнесены они были нечистыми устами по прорицанию духа нечистого, поэтому-то Павел и вознегодовал.
В Номоканоне (своде церковных правил и постановлений) говорится однозначно: "Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му Василия Великаго; священник же, творящий это - да извержется". Ладно, зороастриец Глоба не знал, допустим, этого, но православный-то священник Мень обязан был знать; не либеральничать и не играть в демонократию, а спасать свою душу и души чад Божиих обязан был о.Александр. Или же он - как богослов - ни разу в жизни не встречал высказывания священномученика Иринея Лионского: "Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее; он не потребен ей, он враг ее. Не имеющий матерью Церковь не может иметь отцом своим Бога. Хотя бы сии люди предали себя смерти в исповедании имени Христова, грех их не отмоется и самою кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями" ("О единстве Церкви Христовой")?
В своей книге священник Родион приводит слова Татиана, которые нелишне повторить: "Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, для того, чтобы думали, что они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом; таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами, как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного, и не подчиняяеь судьбе, отвергаем и ее законоположителей" [7].
Блаженнейший Августин утверждал однозначно: "Истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество" [8].
Совсем иное толкование астрологии у Глобы: "Если это наука дьявольская, тогда планеты, звезды, весь Космос сотворены дьяволом, а Господу Богу осталась одна маленькая Земля. Не слишком ли это большое унижение для Создателя?" [1].
Скажите: что можно ответить человеку, если он сознательно смешивает причину и следствие? Такую беззастенчивую ложь и подмену понятий редко где встретишь! Вот уж действительно: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8,44). Если это наука дьявольская (что дьявольская понятно; но, что наука, - оч-чень сомнительно), то необязательно копытному творить "планеты, звезды, весь Космос", даже если писать его с прописной буквы. Ведь Ньютон не создавал земного тяжения, а Галилео Галилей не вращал небесные тела, точно также и Менделеев не изобретал всех элементов, которые входят в его периодическую систему. Оттого и обидно древнему змию, что он - падшее творение, которое даже преисподней владеть не может, и существует только и исключительно по воле Божьей.
В своем утверждении Павел Глоба пытается совместить два несовместимых понятия: Творец (т.е. Бог) и разрушитель (т.е. диавол). "Для человеческой жизни, - пишет в "Беседах на Шестоднев" Василий Великий, - необходимы указания светил. И если кто не через меру многого ищет в их знамениях, то при долговременном наблюдении найдет полезные приметы. Многое можно узнавать об изобилии дождя, многое о засухе и о движении ветров, или местных или повсюдных, сильных или легких. Одно из указаний солнца предал нам и Господь, говоря: зима будет, дряселуетъ бо чермнуяся небо (Мф.16,3). Когда солнце поднимается сквозь туман, тогда лучи его помрачаются, и оно кажется огненного и кровавого цвета, потому что густота воздуха производит в глазах такое представление. Но сгущенный и отстоявшийся воздух, которого не разсеяли и солнечные лучи, очевидно, не мог быть ими преодолен по причине избытка земных паров, и по множеству влаги произведет ненастье в тех странах, где он собирается. Подобным образом, когда луна кажется увлаженною, или когда солнце окружают, так называемые, венцы, сие служит признаком или множества воздушной воды, или движения сильных ветров. Или когда вместе с солнцем идут, так называемые, побочные солнца; они бывают знаком каких-нибудь воздушных перемен. А также столпы радужного цвета, являющиеся на облаках в прямом положении, показывают дожди, или жестокие бури, или вообще большой переворот в воздухе. И в луне возрастающей или убывающей упражнявшиеся в этом заметили многие признаки, а именно, что вместе с ее видоизменениями необходимо изменяется и окружающий землю воздух. Если трехдневная луна тонка и чиста, то предвещает постоянную ясную погоду; а если она представляется в толстыми рогами и красноватою, то угрожает или обилием воды из облаков, или сильным южным ветром. Кто же не знает, сколько полезного доставляется такими указаниями?" [9]
"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня и ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов" (Быт.1,14). Но кого-то может смутить выражение: "и для знамений". Если вы, допустим (снизойдем до уровня логического толмачества зороастрийца), сконструировали какой-либо "умный" прибор, не он ли будет вам послушен? А Творец, создавший мироздание, не вправе ли повелевать им?*
* "В жизни нашей можно заранее сделать так, чтобы два лица, встреча которых не лежала в планах ни одного из них, все же встретятся (если все будет сделано для этого), и из этой встречи двух лиц для каждого из них могут наступить события, которых не было бы, если бы не было "случайной" встречи. Но разве Бог не может создавать такие "встречи", т.е. направлять и видоизменять движение в мире, среди людей - без нарушения закона причинности? Конечно, да! Вхождение Бога в жизнь мира, без нарушения закономерности его бытия (установленной Богом!), возможно именно, как видоизменение того, что намечалось раньше ходом событий через встречу "различных" до этого не связанных друг с другом событий. Без нарушения причинных связей Бог может направить течение событий так, как это соответствует Его воле, Его промыслу". [10]
В астрологии (не абсурдно ли?!) же судьбами повелевают небесные светила! Если уж ты родился под своей звездой - не думай "убегать в другую галактику": тут тебе никакие молитвы не помогут, никакой пост и праведное житие! "Все это вздор! -сказал кто-то, - где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?" [11]
"Сверх того, если начало поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения, то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать, и чего убегать, напрасно есть и судии, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виноват в преступлении; ему, если бы он хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость... Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо, где господствуют необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия" [12]
Во время крестных мук Спасителя "сделалась тьма по всей земли до часа девятого и померкло солнце" (Лк.23,44-45) - свершилось дело беззакония: творение подняло руку на Творца, ужаснулась природа и человек это увидел! Или в другом месте: "И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою... Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина" (Мк.4,37-39). Для апостолов было подчеркнуто еще раз: с ними в лодке - Творец вселенной.
При кончине века, за словами Спасителя, будут "ужасные явления и великие знамения с неба... знамения в солнце и луне и звездах..." (Лк.21,11;25). Но "будет же это вам для свидетельства… когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк.21,13;28). Происходить все это будет воочию, и каждый верующий без знаний астрологии, без толкования положения звезд и планет сможет сделать правильный для себя вывод, ибо посылается все для свидетельства.
Как зороастриец, Павел Глоба, возможно и не читал истинного учителя Церкви Василия Великого, которого Господь прославил по его кончине нетленными мощами и всемирным почитанием; но о.Александр Мень, как православный священник и богослов, читать его был обязан. И уж совсем непонятным выглядит цитируемое выше высказывание отца протоиерея: при рождении человека конфигурация нашей солнечной системы экранирует те или иные физические или какие-то еще воздействия, действует на новорожденного и таким образом накладывает свою печать на его характер. Значит, есть еще некое космическое воздействие. Если не учитывать "космического воздействия" рогатых и копытных, то слова Василия Великого все ставят на свои места: "Изобретатели этой науки о днях рождения, приметив, что, в продолжительные части времени, ускользают от них многие фигуры, заключили меры времени в возможно-тесные пределы, потому что в самое малое и краткое время, и как выражается Апостол, вскоре, во мгновении ока (1Кор.15,52), бывает величайшая разность между рождением и рождением. И родившийся в сию точку времени будет обладателем городов, князем народов, станет изобиловать богатством и влас-тительствовать; родившийся в другое мгновение времени будет попрошайкою и нищим, и ради насущного пропитания станет ходить от дверей к дверям. Посему, разделив на двенадцать частей, так называемый, зодиакальный круг, поелику солнце сию двенадцатую часть, так называемой, неподвижной сферы проходит в тридцать дней, каждую двенадцатую часть разделили они на тридцать частей. Потом, каждую таковую часть подразделив на шестьдесят частей, каждую из шестидесятых разсекли опять на шестьдесят.
Итак, предполагая, что для родившихся есть известные положения неба, посмотрим, возмогут ли они соблюсти такую точность в разделении времени. Как скоро родился младенец, бабка начинает разсматривать, мужеского или женского пола родившийся, а потом дожидается крика, который бы служил признаком жизни в новорожденном. Сколько шестидесятых доль протечет в это время! Вот объявила она халдею (астрологу-звездочету. - А.К.) о новорожденном. Сколько надобно положить мельчайших частей на пересказ бабки, особливо, если случится, что замечающий час стоял вне женского отделения в доме? Ибо тому, кто хочет разсмотреть гороскоп, надобно с точностью описать час, будет ли это дневное, или ночное время. Какое же множество шестидесятых доль протечет еще в это время? Разсматривающему гороскоп надобно найти о звездах, не только в какой они из двенадцати частей, но и в какой доле двенадцатой части, и в какой шестидесятой доле из тех, на которые, по сказанному, разделена каждая из первых доль, или, чтобы дойти до точности, в какой шестидесятой из тех, на которые подразделяются первые шестидесятые. И такое столько дробное и неуловимое вычисление времени, говорят они, надобно сделать для каждой из планет, чтобы найти, какое положение имели они в разсуждение неподвижных звезд, и какую фигуру составляли из себя взятые в совокупности звезды во мгновение рождения младенца. Посему, если невозможно с точностью определить время, а заменение одной кратчайшей доли другою делает погрешительным все, то смешны те, которые трудятся над этою несостоятельною наукою и с разверстым ртом углубляются в себя, как будто могут узнать, что с ними будет.
Каковы же и выводы? Говорят: этот будет кудряв волосом и с голубыми глазами, потому что родился в час Овна, и таково по виду сие животное. Но он будет и человек великого духа, потому что овен имеет в себе владычественное; а также щедр и промышлен, потому что животное сие без огорчения слагает с себя волну, и удобно облекается в новую, по действию природы. А родившийся в Тельце, говорят они, будет терпелив в трудах и раболепен, потому что телец носит ярмо. Родившийся в Скорпионе охотник до драк, по подобию с сим животным. Родившийся же в Весах правдив, по причине верности наших весов.
Что же может быть смешнее сего? Овен, от которого берешь ты время рождения человека, есть одна из двенадцатых частей неба, в которой находящееся солнце касается весенних знаков. А также Весы и Телец суть двенадцатые части, так называемого, зодиакального круга. Как же, говоря, что там находятся главные причины человеческой жизни, даешь человеческим нравам отличительные признаки взятые от скотов, родящихся у нас? Родившийся в Овне щедр, не потому что такой нрав производит та часть неба, но потому что таково свойство овцы. Для чего же стращаешь нас достоверностью звезд, и стараешься уверить блеяньем овец? Если небо имеет такие свойства нравов, заимствовав их у животных, то и оно само подлежит посторонним началам, как имеющее причины зависимые от скотов. Но если смешно говорить таким образом, то гораздо смешнее усилие предавать достоверность учению от вещей, между которыми ничего нет общего" [13].
Павла Глобу, без сомнения, не смутили бы эти слова Василия Великого. Ибо он утверждает: "Опытный астролог способен по внешним признакам человека вычислить время его рождения с точностью до минут" [14]. И - на полном серьезе, без грамма сомнения в статье, которая была опубликована в журнале "Работница" и называлась "Наши небесные черты". Так вот, в ней Глоба на вопрос: а почему именно по зодиакальному знаку можно определить время рождения человека? - отвечает: "Потому что в восходящем зодиакальном знаке расположена точка АС (асцендент), которая и ответственна за наши физические данные" [14]. Бедная точка: столько-то на ней понавешано судеб человеческих, что ей сначала впору вытянуться знаком восклицания и - под планетарным весом ответственности и тяжести - согнуться знаком вопроса. Какой же надо иметь взгляд соколиный, чтобы сквозь толщу небесную вычислить в созвездии Стрельца микроскопическую точечку и на ней разглядеть: "Фигура в основном правильная, но с предрасположенностью к ожирению в области живота. При сильно выраженном асценденте тело четко разделено: у женщин оно изящно выше талии и тяжеловато ниже, а у мужчин буйная волосатость выше талии и "голые" ноги. Голова большая, представительная, большие уши, лицо часто квадратное, с выражением надменности и желания поучать. Лоб со складкой, характерной для всех знаков стихии "Огонь". Нос тупой, обрубленный, рот с надменно сложенными губами, сильно выраженный подбородок, на котором часто имеется ямочка. Волосы склонны к выпаданию. В знаке Стрельца -обитель Юпитера, правящего печенью, поэтому эта болезнь нередка для Стрельцов"*
* Интересную мысль высказала астролог Елена Михайленко: "Непосвященному в тайны астрологической науки трудно определить уровень профессионализма данного специалиста. Школ, в которых обучают астрологии, мало. Из тех же, кто объявляет себя профессионалами, большинство — самоучки. Только в Англии, чтобы стать практикующим астрологом, необходимо получить лицензию. В нашей стране их считают людьми свободной профессии. Шарлатана можно узнать сразу: все, что он будет говорить, не имеет к вам почти никакого отношения. Специалист же выдает информацию так, как будто он собирал на вас досье" (газ. "Вечерние Вести" от 10 июня 1999 г.).
И так - все 12 типов внешности. А чтобы "наши небесные черты" (или - "черти"?) никого не смущали своей "приблизительностью", Павел Павлович добавил: "Эти признаки не всегда четко выражены, потому что подчеркивать или подавлять те или иные черты могут не только те планеты, которые находятся вблизи АС, но и те, которые связаны с точкой середины неба МС" [14].
Казуистика - да и только!
Но вернемся к нашему "умному" прибору. Понятно, что найдутся люди, которые захотят присвоить его себе, выдать за свое. Они будут знать, как нажать ту или иную кнопку, произвести ту или иную операцию. Но разобраться во всех тонкостях сможете только вы, ибо это ваше и только ваше творение. Подобное происходит и в мире духовном. У сатаны, некогда светлого ангела, после низвержения с неба, остались данные Богом знания. Но без попущения Господнего он применить их не может. И этому множество примеров во святом Писании. В книге Товита повествуется, как демон Асмедей убил семерых мужей дочери Рагуила Сарры (Тов.3,8). Под воздействием диавола огонь, обрушившись с неба, попалил стадо овец, которые принадлежали праведному Иову, вместе с пастухами; ураган, вызванный бесом, разрушил его дом, под обломками которого погибла семья (Иов.1,9). Но: "бесы веруют, и трепещут" (Иак.2,19), подчиняются воли Божией: "Просили Его: если выгонишь нас (с гергесинских бесноватых), то пошли нас в стадо свиное" (Мф.8,31). Из этого видно, что духи могут влиять на материальный мир, изменять его, имеют несравненно большие знания, чем люди. Но только - по попущению Божию, вследствие греховного отпадения человека от благодати Создателя.
А дальше в словах Павла Глобы звучит явная ложь: "Астрология никогда не занималась ни прорицанием, ни предсказанием. Прогноз от предсказания отличается, как диагноз от приговора. Я не говорю "непременно", а - "может быть", "примите меры", исходя из внутренних причин, потому что судьба наша внутри нас" [1]. При такой постановке вопроса каждого здравомыслящего человека, аналитика можно назвать астрологом. "К примеру, академик А. Чижевский, изучив имеющиеся сведения о периодичности солнечной активности и повторяющихся на Земле эпидемий многих болезней, пришел к выводу о существовании причинноследственной зависимости между этими явлениями. Результатом явились его прогнозы наступления и затухания эпидемий гриппа, тифа, холеры, чумы и многих других заболеваний. Чижевский не был астрономом, но он не был и астрологом. Его прогнозы носят глубоко научный характер" [15].
В повседневной жизни, - если видишь, что в юноши ветер в голове и амбиции хлещут через край, - не тяжело догадаться: он плохо кончит. А родителям его вы скажете: примите меры, ибо ваш сын через годик-другой "загремит под фанфары". И не нужно никаких зодиакальных созвездий, парадов планет, тигров, слонов и собак. Это я абстрагирую. В действительности все намного прозаичнее. В памяти человечества сколько миллиардов населения родилось и умерло? Но астрологи, обычно, оперируют несколькими именами, событиями. По теории вероятности, с десяти пунктов в одном я обязательно увижу что-то свое; остальные два-три "притяну за уши" и - прогноз готов!*
* Для примера: я родился в один день с Александром Солженицыным, но... сорок лет спустя. Если принять к сведению "магическую" цифру сорок, то можно столько "нагородить"!.. Тем более, - человеку с недюжинной фантазией. Однажды - лет десять назад — в какой-то газете прочитал характеристику Стрельца. Было написано строк сто; мне же запомнилось: люди, рожденные под этим знаком, характеризуются некоторым авантюризмом и имеют огромный творческий потенциал, целеустремленные, отменные водители. Остальные 99% строк пошли в "мусор". Но астролог для успокоения строптивых вещает: "Не знаю почему, но среди Стрельцов много монстров рождалось... Стрельцы беспощадны и кровожадны, очень часто нагромождают за собой гоцы трупов" [18]. Попробуй-ка разберись...
Шансы попасть в точку многократно увеличиваются, если астрологу шепчет бес, а потом далекую от Церкви жертву подталкивает именно на ту дорожку, которую звездочет проложил предсказанием. Этого-то и сам астролог не скрывает: "Для Востока очень важны внутренняя жизнь, подсознание, медитация. Все эти процессы глубинные. Поэтому для них зачатие - очень важный момент. Так как мы в себе этого не культивируем, для нас гороскоп зачатия не представляется важным. Хотя, в принципе, без него не разберешься в корнях происходящего" [1]. И вот именно здесь "принцип" играет очень громадную роль: кто поверит твоим басням, если здравый смысл слушателя или читателя не нейтрализуешь "туманностью Андромеды": "Рак и Рыба! Разбежитесь, но не сейчас: у нее Луна во Льве. А позже все равно сойдетесь - из-за ребенка. Никуда она не денется. У нее Юпитер в Рыбах, а вы сами - Рыба" [1].
Главное, - "запудрить мозги", увести от действительности. Это для любопытных - про "красного Марса" да про Юпитер - "звезду королей". А сам звездочет откровенничает: "Я визуализирую картину события, вижу ее, как наяву" [1]. Вот и корреспондент "Бульвара" решила польстить Павлу Глобе: "Чем больше общаюсь со знаменитым астрологом, тем сильнее поражаюсь этому неординарному человеку. Он запросто, как фокусник из цилиндра, достает из своей необъятной памяти сотни, если не тысячи дат и фактов. Кажется, даже если разбудить его среди ночи, без запинки назовет дни рождения Симона Петлюры и дочери Ельцина Татьяны Дьяченко, Джона Кеннеди и главного редактора "Бульвара" Дмитрия Гордона, а также многих других представителей всех времен и народов. Самое интересное, что, по собственному признанию Павла Глобы, номер телефона он запомнить не в состоянии. Порой - и время, на которое сам же назначил деловую встречу" [16]. Так что секретами феноменальной памяти астролога манипулирует не столько звездное небо, сколько преисподняя!
Заблуждения о конце света конца, похоже, не имеют
И вернемся к предсказаниям: действительно ли и всегда Павел Павлович осторожничает: "может быть", "примите меры"... На вопрос: "Война в Югославии нас не коснется?" - ответил: "Нет, Украины она не коснется. Больше пострадает Россия"!. Далее: "Так в этом году конца света не ожидается?" - спросил взволнованный журналист. "Нет. Спите спокойно. В этом и следующем году он точно не предвидится" [1], - "поосторожничал" ведущий звездочет. И таких непрорицаний и непредсказаний только в одной газете почти две страницы!
К слову, о конце света. В гл.13 Евангелия от Марка Иисус Христос, говоря о кончине мира и втором Своем пришествии, ответил: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец".
Безусловно в виду того, что "такие изречения, как "вся Мне предана суть Отцем Моим" (Мф.11,27; ср. Лк.10,22; Ин.6,46; 8,40), не позволяют приписать Сыну незнание времени паки-пришествия и различать область ведения Отца от области ведения Сына... Затем, в силу ипостасного единения во Христе Божества и человечества с сохранением личности Божественной, нельзя говорить о каком либо ограничении Божественной природы воплотившегося Сына Божия". Так рассуждает С. Саввинский в своей диссертации: "Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (Киев, 1906 г., стр.115). Сам Г. Саввинский, следуя мнению св. Иоанна Златоуста, бл. Иеронима, бл. Августина, бл. Феофилакта и др., понимает это незнание Сыном дня и часа Суда не как "слабость неведения", а как и "воспитательное средство мудрого педагога". По словам указанных выше Отцов, Господь как бы говорит, что Он хотя и знает, но не хочет открыть этот срок ученикам, потому что неполезно им было знать об этом: знание, что до Суда еще долго, могло бы сделать их нерадивыми в благочестии... Эта мысль точнее выражена Лагранжем в его комментарии на Евангелие Марка в следующих словах: Сын знает, но не имеет от Отца поручения сообщать, что знает, и в таком смысле "не знает". Сын не знает, следовательно, как посланный Отцем Мессия; это не входит в число Его полномочий — открывать людям время конца мира (стр.327).
Сами Ангелы не знают, а Павел Глоба советует спать спокойно: конца света не ожидается ни в этом, ни в следующем году. Тогда как же понимать его высказывание: "Это у Господа Бога все точно. А я намечаю только общую перспективу" [1]? Ох, и лукавит же Павел Павлович! Хотя вообще-то, он "собой доволен", и этого не скрывает. А самодовольство сродни гордыне, которая и погубила Ангела света и соделала диаволом: "От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою..." (Иез.28,17).
И еще о предсказаниях. Когда Христос по воскресении Своем беседовал с апостолами, они спросили Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? На что Он им ответил: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян.1,7).
Свидетельства святых отцев могут ли быть иными? "Время жития нашего безпрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем, - учил святитель Тихон Задонский. -Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра - дождется ли вечера, и с вечера - дождется ли утра". Вот что главное: "прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем". Иными словами: не дерзай искушать Господа Бога твоего своим любопытством, ибо что полезно нам знать, Он откроет тем или иным способом; если же не Его в том воля - не помогут никакие сочетания звезд, созвездий и планет. Просто, в противном случае, мы сами обманываемся, верим лжецам и, в результате, сетуем на судьбу, которая ну никак не хочет внимать игривым "заверениям" лукавых звездочетов.
"Если же хотим знать, для чего сокрыт этот день и почему, как тать в ночи придет, то я, как мне кажется, справедливо скажу вам: никто никогда во всю жизнь свою не стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не был сокрыт. Но всякий, зная последний день свой, совершал бы безчисленные преступления и уже в тот день приступил бы к купели, когда бы стал отходить от мира сего", - говорил святитель Иоанн, который известен более под именем Златоустого. Вот где мудрость!
Один отшельник просил Бога, чтобы дал ему понять пути Своего Промысла. Он наложил на себя пост и не переставал молиться. Наконец Господь в образе монаха явил ему Ангела. Отшельник очень обрадовался и, собираясь к живущему далеко старцу, предложил путешествовать вместе. Остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который даже пищу предложил на серебряном подносе. Но сразу же после трапезы Ангел бросил блюдо в море. Старец недоумевал, однако не сказал ничего. На следующую ночь остановились у другого благочестивого мужа. Тот принял их с радостью, даже омыл ноги. Но когда хозяин привел к ним своего малолетнего сына для благословения, то Ангел вместо этого, коснувшись отрока, взял его душу. Ни старец от ужаса, ни отец от отчаяния ни слова не смогли произнести. На третий день пути остановиться им было негде, кроме одного полуразрушенного и брошенного всеми дома. Его "гостеприимством" они и воспользовались. Старец принялся за трапезу, а спутник его опять начал странное дело: он стал разрушать дом, а разрушив, начал строить заново. Тут уж старец не стерпел: "Да кто ты, бес или Ангел? Что ты делаешь?!" - в гневе закричал он. - Третьего дня у доброго человека отнял блюдо и бросил в море; вчера отрока лишил жизни, а сегодня для чего-то разрушил и снова начал строить этот дом!" Тогда Ангел сказал ему: "Не дивись, старче, этому и не соблазняйся о мне, но выслушай, что я тебе скажу. Первый принявший нас муж действительно во всем богоугодно поступает, но блюдо, брошенное мной, приобретено им неправдой. Поэтому я и бросил его, чтобы он не погубил своей награды. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы вырос его малолетний сын, то стал бы он страшным злодеем; поэтому я взял его душу за добро его отца, чтобы и он спасся". "Ну, а здесь-то что ты делал?" - спросил старец. Ангел продолжал: - "Хозяин этого дома был человек безнравственный, из-за этого обнищал и уехал. Дед же его, построив этот дом, скрыл в стене золото, и некоторые знают об этом. Потому-то я и разорил его, чтобы с этого времени никто не искал здесь золота и через него не погиб". И в завершение сказанного Ангел добавил: "Возвратись, старче, в свою келлию и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святый: "Судове Господни - глубина многа, неиспытаема и неведома человеком". Потому ты и не испытывай их - не будет тебе это на пользу"*.
* 0днажды — в поезде Киев-Севастополь — уже под вечер в куле плацкартного вагона пассажиры устроились поужинать. Каждый достал свои нехитрые пожитки: хлеб, колбасу, сало, яйца, молоко. Была вторая или третья седмица Великого поста. За сытной трапезой слышались шутки-прибаутки. И только пожилая женщина с мальчиком позволили себе съесть горбушку хлеба, по яблоку, и так же тихо сидели на своем месте. Пассажиры бросали на них любопытные взгляды, в которых сквозила жалость. Вскоре мужчина лет сорока пяти не выдержал и протянул мальчику бутерброд. Но женщина категорически отказалась его принять, хотя ее сын (или внук) не прочь был взять. Послышались недоуменные возгласы, на что женщина ответила: "Нельзя, пост". Добросердечный попутчик полюбопытствовал: "Если я не крещенный, так мне грехи, получается, не записываются?" "Не записываются", — прозвучало утвердительно. "Вот видите! — не унимался пассажир. — Я сейчас могу есть что хочу, делать чего хочу. А лет этак в шестьдесят-шестьдесят пять приму крещение и — хоть прямехонько в рай! Где же логика?" Несколько пар любопытных взглядов сверлили полумрак. "А логика в том, - не повышая голоса ответила женщина, - что все в этом мире происходит по воле Творца. И никто из нас не знает сколько кому отведено прожить. Вот вы кичитесь своей некрещенностью, а можете дать гарантию, что доживете до такого возраста? Может вам осталось пять минут, может час, а может и десять лет? Не искушайте Господа Бога своего".
Подобный ответ получил и авва Антоний, когда, помолившись, захотел узнать отчего некоторые из человеков достигают старости, а другие умирают в детском возрасте; отчего одни бедны, а другие богаты; отчего тираны и злодеи благоденствуют, а праведные угнетаются нищетой и разными напастями? "Антоний! - был ему глас. - Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божий, потому что это - душевредно".
Мы же хотим знать все! И даже не задумываемся: кто нам об этом вещает, какого духа это слова? Если и ищем старцев, то обязательно прозорливых; если же не находим - делаем таких. А за астрологами, вещателями, колдунами бродим толпами. "Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестив, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому" (2Кор.11,3-4), - сокрушается апостол Павел.