Поиск |
---|
|
Лучшая карта: |
---|
Уже скачали: 127192 |
Обновлённые карты и обзоры: |
---|
[ подборка] просмотров 16555 [ 9 карт] просмотров 16544 [ подборка] просмотров 16548 [ 14 карт] просмотров 16549 [ вектор] просмотров 1326 [ 8 карт] просмотров 16544 [ 7 карт] просмотров 16553 [ подборка] просмотров 87755 [6.57 Mb вектор] просмотров 4449 [ 8 карт] просмотров 16625 [ подборка] просмотров 16608 [ вектор] просмотров 44 [ 12 карт] просмотров 16547 [ подборка] просмотров 16571 [ подборка] просмотров 16550 [ 2 версии] просмотров 39 [ 45 карт] просмотров 135327 [ подборка] просмотров 16505 [ подборка] просмотров 16615 [ подборка] просмотров 16588 прочитали 61030 раз прочитали 17873 раз прочитали 202602 раз прочитали 19139 раз прочитали 19207 раз прочитали 4001 раз прочитали 1362 раз прочитали 19901 раз прочитали 16182 раз прочитали 83675 раз |
Другие версии сайта | ||||
---|---|---|---|---|
Форма входа |
FEDOROFF.NET » ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ » ПРАВОСЛАВИЕ |
Последнее обновление: ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ НА ГОРКЕ. 1413 г., Октябрьский пр., 5. Поставлена на возвышенности, состоит из кубического одноглавого трехапсидного четверика с двумя боковыми приделами, притвором и колокольней над папертью. Фасады членятся лопатками. Декор состоит из поясков поребрика и бегунца на апсидах и барабане. Интерьер четырехстолпный, с повышенными подпружными арками. Церковь поставлена на месте более раннего храма XIV в., близ крепостной стены Среднего города (утрачена). В 1950 г. проведены консервационные работы. Церковь Василия на Горке — единственный сохранившийся памятник культового зодчества нач. XV в.
К самому началу XV века (1413 г.) принято относить церковь Василия на Горке (Октябрьская площадь, сквер). Если бы можно было считать эту датировку правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы XV века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только более чем через столетие. Однако более вероятно, что церковь Василия на Горке была полностью перестроена в XVI веке и этот храм нельзя рассматривать как памятник раннего периода развития псковской архитектурной школы. Высокое подцерковье, благодаря которому храм, поставленный к тому же на горе, был сильно поднят вверх вход в притвор по крыльцу (не сохранившемуся до нашего времени), алтарная часть с тремя
закругленными абсидами, постановка придела, несколько выдвинутого к востоку от четверика, часовня-усыпальница, аналогичная часовни у церкви Николы на Усохе (от нее остались следы), предельно выработанные приемы отделки барабана, абсид и других частей храма, доведенные до классического совершенства, — все эти особенности характерны для псковской церковной архитектуры XVI века и не встречаются в памятниках, с достоверностью датируемых XV веком (даже второй половиной его). Более всего показательно решение верха храма.
Покрытие его основного объема по трем полукружиям с каждого фасада было поднято над сводами так, чтобы скрыть под ним их ступенчатое построение. Такой прием коренным образом противоречит основному принципу, которому следовали в своем архитектурном творчестве псковские каменщики всю вторую половину XIV века и почти весь XV век, и составляет характерную особенность псковской церковной архитектуры XVI века. Все это заставляет предполагать, что храм Василия на Горке, построенный в 1413 году, был разобран и заново создан в XVI веке.
Первая половина XVI века — время экономического расцвета Руси — ознаменовалась в Пскове грандиозным размахом каменного строительства. Множество старых храмов тогда было сломано и заменено новыми, более крупными. Летописцы лишь иногда сообщали об этих перестройках. Так, неотмеченными в летописи остались перестройки храмов Анастасии в Кузнецах, Нововознесенского, Старовознесенского, Иоакима и Анны, Климента и многих других. Нет ничего удивительного, если это же произошло и с храмом Василия на Горке.
На противоположной стороне Советской улицы, в окружении невысоких деревьев сквера Псковских Партизан, стоит один из привлекательнейших памятников древнего культового зодчества — церковь Василия на Горке.
Даже в нынешнем состоянии, претерпев многочисленные и немалые переделки, храм производит прекрасное впечатление.
Но вернемся к церкви Василия на Горке. Утопленный подкупольный барабан и сохранившиеся на фасадах полукружия выдают иную конструкцию покрытия основного объема храма, которую он имел до переделки: оно было позакомарным, выполненным по трем дугам с каждой стороны четверика. При постановке четырехскатной крыши верхи стен были выровнены, кровля значительно приподнялась.
Две апсиды главного алтаря и апсида северного придела имеют необычно большие окна — результат подновления храма в XIX веке; узкие щелевидные проемы изначального вида сохранились в боковых частях апсид, на левой апсиде основного храма, в подкупольном барабане. Барабан и апсиды украшены трехполосным псковским орнаментом из геометрических фигур, на шее барабана, выше орнаментного пояса, идет кольцо кокошников. Средняя апсида украшена валиковыми разводами. Северный придел, имеющий ныне односкатную крышу, прежде был покрыт по криволинейным выступам, имел главу и примыкающую с запада привходовую пристройку, подобную часовне при церкви Николы на Усохе. От нее вниз по склону холма спускалась каменная лестница. Западный притвор претерпел самые значительные изменения. Близ места, где в первое время находилась звонница, в XVIII веке была сооружена сохранившаяся доныне колокольня — тяжелая, несмотря на множество проемов, нескладная, ни объемно, ни конструктивно не отвечающая характеру самой церкви. Нынешняя деревянная лестница, укрытая тамбуром, поставлена совсем недавно. Главная паперть смотрела на запад и имела высокую каменную лестницу, по которой поднимались на второй ярус галереи, стоявший на уровне высоко поднятого над подцерковьем пола. Внутри храма установлены четыре скругленных столба, поддерживающие подаружные арки и коробовые своды. Для того чтобы полнее представить себе первозданный вид храма Василия на Горке и оценить его высокую художественную ценность, нужно «увидеть» его эффектно контрастирующие с окружением сверкающие бело-розовые стены, яркие голубые пятна черепичных поливных куполов, ломкие тени дробной соседствующей застройки, серо-зеленый летом и чистый, снежный зимой общий окружающий фон. BASIL CHURCH ON THE HILL . 1413 , October , etc., 5 . Set on a hill, consists of cubic domed trehapsidnym quadrangle with two side aisles , porch and bell tower of the church porch . The members of the facades of the shoulder blades. The decor consists of belts and curb beguntsa on the apses and the drum. Interior chetyrehstolpny , podpruzhnymi with high arches. The church put on the site of an earlier church in the XIV . , Near the ramparts Middle Town ( lost) . In 1950, conservation work carried out . Basil's Church on the Hill - the only surviving monument of religious architecture early. XV century.
+ дополнительный материал: Источник материала Свободная публикация материалов сайта при условии наличия ссылки на сайт. Здесь общение с автором проекта по вопросам рекламы, развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в контакты. Почта администратора сайта - evgeniy@fedoroff.net. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. © fedoroff.net Категория: ПРАВОСЛАВИЕ | Добавил: Евгений_Евгеньевич (02.Сентября.2010)
| Авторские права: разные источники
| Просмотров: 8794
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |